Парфюмерные звонкости

ЗАПАХ СЛОВ

Мир наполнен ароматами. И ни один из них не повторяется, поскольку не существует двух различных химических соединений с идентичным запахом. Мельчайшие нюансы, происходящие внутри или снаружи вещества, меняют акценты аромата (вдохните эфирное масло мяты из холодного или горячего пузырька, и Вы почувствуете разницу). Поэтому не все «зимние» духи (терпкие, пряные, с оттенками земли и кожи) хороши для лета, равно как и «летние» (свежие, цитрусовые, озоновые) для зимы.

Упражнение 1: отличия запаха одного и того же вещества

Для того чтобы свободно составлять композиции ароматов, следует сначала научиться их понимать… Ведь восприятие запахов идет древней корой (подкоркой), тогда как их анализ производит кора головного мозга. В этом-то и состоит основная сложность вербального описания запахов — перевод их подсознательного восприятия на язык 2-й сигнальной системы.

Упражнение 2. определение сложных ароматов комбинацией простых ассоциаций

Как у Патрика Зюзкинда в романе «Парфюмер» (запах дома): «запах глаженного шелка, запах тимьянового чая, запах куска вышитой серебром парчи, запах пробки от бутылки с редким вином, запах черепахового гребня»; (запах рыночной площади): пахли «корзины с овощами и яйцами, бочонки, полные вина и уксуса, мешки с пряностями, картофелем и мукой, ящики с гвоздями и гайками, столы, заваленные тканями, посудой и подметками…». Это упражнение раскрепощает речь и дает возможность наиболее точно, простыми словами нарисовать самому себе портрет любого аромата с помощью совершенно разных словесных красок.

КОНТРАСТЫ И НЮАНСЫ АРОМАТОВ

Все парфюмерное искусство базируется на нюансах, оттенках, ароматических намеках.

Намек первый — летучесть.
Речь идет о верхнем тоне аромата, который концентрирует в себе резкость, стремительность, подвижность и эмоцию. Это свойство ароматических веществ эпатировать, слегка обманывая наше восприятие, создавать поверхностное впечатление с помощью десятка ароматических углеводородов, вырвавшихся в первые секунды из флакона (например, в аромате ели стартует камфара и пинен, а в лиметте — лимонен и ветивирен). Понятно, что наше душистое впечатление о первом тоне — увертюра к той симфонии, которая завораживает наше сознание, когда аромат «раскрывается» во всех своих регистрах. Однако для создания гармоничной композиции следует учитывать интенсивность головного тона всех ингредиентов, чтобы их звучание не было слишком доминирующим.

Чтобы понять для себя интенсивность летучести аромата, следует сравнить:

  • ТЕПЛЫЕ: подвижный анис и флегматичный ладан;
  • ХОЛОДНЫЕ: резкую мяту и мягкую мирру;
  • СВЕЖИЕ: громкую ель и тихий кедр;
  • ФРУКТОВЫЕ: яркий лиметт и скромный мандарин.

Когда создается парфюмерный букет, необходимо учитывать эту способность эфирных масел к летучести и для создания ароматического аккорда использовать, как минимум, 3-4 аромата с идентичной интенсивностью испарения, например, смешивав летучие анис, розовое дерево, шалфей и мелиссу (что сделает аромат всех четырех ингредиентов неузнаваемым).

Намек второй — устойчивость.
Это мощь нижнего тона аромата, которую формируют объемные ароматические углеводороды (с молекулярной массой от 800 Дальтон), способные создавать межмолекулярное притяжение в букете и удерживать более легкие душистые компоненты:

«…Есть запахи, обладающие способностью держаться десятилетиями: сундук, натертый мускусом, кусок кожи, пропитанный коричным маслом, комок амбры, шкатулка кедрового дерева… А другие, — лиметтовое масло, бергамот, экстракты нарцисса и туберозы — выдыхаются через несколько часов, если выставить их в чистом виде. Парфюмер борется с этими излишними обстоятельствами, накладывая на летучие ароматы оковы, укрощающие их стремление к свободе. Искусство состоит в том, чтобы наложить оковы не жестко, предоставляя свободу связанному запаху, и все-таки удерживая его достаточно близко, чтобы он не мог убежать» (П. Зюзкинд, «Парфюмер»).

К ароматам с сильным бальзамическим послевкусием относят ветивер, кедр, пачули, сандал, анис, фенхель, мирра, ладан, иланг, жасмин.

Намек третий — темперамент аромата.
Темперамент аромата складывается из летучести каждой отдельной его ароматической фракции (головного, сердечного и бальзамического). Ну вот, мы открыли флакон с эфирным маслом, и что мы чувствуем? Пульс. Пунктир. Порыв. Череду различных оттенков, порой перебивающих друг друга, порой льющихся как чарующая музыка. Да, это, действительно музыка: монотерпены свиристят скрипочками и флейтами, спирты с кетонами и альдегидами вступают гармоничным альтово-виолончельным легатто, эфиры отрываются на клавикордах, а полифенолы как начнут гудеть басовыми барабанами, так хоть святых выноси…

Страстные ароматы

  • Allegro (быстро) — мускат, перец, вербена, гвоздика, герань, шалфей;
  • Vivo (живо) — анис, базилик, иссоп, мята, иланг, пихта;
  • Vivace (быстро, оживленно) — лиметт, роза, розовое дерево, корица, ромашка;
  • Presto (очень быстро) — бэй, душица, мелисса, цитронелла, шизандра.

Умеренные ароматы

  • Andante (легко) — грейпфрут, имбирь, каяпут, чайное дерево, лимон, розмарин;
  • Moderato (размеренно) — найоли, можжевельник, майоран, жасмин, ладан.

Медленные ароматы

  • Largo (широко) — апельсин, бергамот, лаванда, нероли, петит грейн;
  • Lento (медленно) — ветивер, кипарис, пальмароза, пачули;
  • Adagio (спокойно) — кедр, сандал, мирт, мирра.